concurs.jpg

В мае 1979 года началось строительство моста через реку Вычегду. В этот день первая группа мостостроителей (мостоотряда-71) появилась на берегу Вычегды (восемь человек): Виктор Нефедов и его сыновья Михаил и Евгений, братья Юрий и Виктор Шишкины, Николай Точеный, Александр Петухов, Алексей Лесин. Подводную часть нескольких опор соорудила бригада Е. Ф. Соловьева (Ухтинский участок). Рабочие из бригады И. И. Коркишко и В. Г. Гостева (Воркутинский участок) монтировали пролетные строения. Основные объемы работ вели специалисты Корткеросского участка, который возглавлял В. А. Храмов.

Строителям моста через Вычегду у Корткероса приходилось работать в сложнейших условиях, особенно при сооружении подводных частей опор. Зимой стояли морозы, осенью лили дожди, весной донимал разлив рек. Работали по десять-двенадцать часов в сутки.

Запомнилась середина марта 1982:
…Вода наступала стремительно. Кусочек дна Вычегды, обнаженный с помощью шпунтового ограждения (металлический «забор»), затопила в считанные мгновения и прибывала на глазах. Четыре насоса откачивали ее из этого котлована в речном потоке, но не успевали. А через несколько минут вода затопила «забор» доверху. Строители едва успели вытащить на лед все насосы. Был третий час ночи. Прожекторы высвечивали жутковатую мутную воду. Бригадир Нефедов решил: ждать до утра, вызвать водолазов, чтобы определить место прорыва.

Подготовка к спуску прибывших водолазов шла споро, без суеты. Первым пошел под воду Валентин Игнатенко, медленно продвигался вперед, ощупывая соединения шпунтов. С ним постоянно поддерживалась телефонная связь. Он прошел около 12 м, пока не определил место прорыва.

Пока водолазы складывали свое снаряжение, мостостроители определили глубину прорыва сверху щупом и стали готовиться заткнуть прорыв подводным бетоном. После этого аварийная ситуация была быстро ликвидирована, подводная часть 3-й опоры построена до ледохода, что позволило выиграть время по сооружению моста.

В строительстве автомобильного моста участвовали многие предприятия и организации Коми. Вычегодский судостроительно-судоремонтный завод изготовил насосную станцию, позволившую увеличить скорость задвижки пролетного строения в пять раз. Взрывники Сыктывкарской авиабазы охраны лесов несколько суток защищали временные опоры от натиска крупных льдин, кроша их направленными взрывами. Комбинат «Комиводстройматериалы» изготовил плиты для проезжей части моста.

Но прежде чем открыть движение, предстояли статические и динамические испытания моста. Крупногабаритный грузовик мчался с большой скоростью, резко тормозил, «прыгал» со специального трамплина. Мост полностью заполняли гружеными автомашинами. Установленные датчики фиксировали «поведение» опор и пролетов.

5 ноября 1983 состоялось его торжественное открытие. В полдень, на левом берегу Вычегды состоялся многолюдный митинг на котором выступил первый секретарь обкома партии И. П. Морозов. На митинге присутствовали Председатель Совета Министров Коми АССР П. А. Безносов и председатель облсовпрофа И. Т. Воробьёв. На мосту участников митинга встречали хлебом-солью девушки в праздничных коми национальных нарядах. Разрезал ленточку, натянутую поперёк моста И. П. Морозов. Затем в кинотеатре «Союз» в райцентре состоялось совместное заседание представителей трудящихся Корткеросского района и мостотряда № 71. Чествовали участников строительства моста, лучшим из них вручили Почётные грамоты и ценные подарки.

Источники:

- Макаров, В. Когда решают сантиметры / В. Макаров // Красное знамя. – 1983. – 23 янв.

- Макаров, В. Зовёт другой берег / В. Макаров // Красное знамя. – 1983. – 14 апр.

- Макаров, В. Спасибо за мост! / В. Макаров // Красное знамя. – 1983. – 6 нояб.

Новости