Роман Сенчин: «Я ищу необыкновенное в обыденном»
Шесть лет назад, в сентябре 2010 года, в Ижме совершил аварийную посадку Ту-154. Экипаж произвел вынужденную посадку воздушного судна на давно выведенную из эксплуатации и непригодную для самолетов этого типа взлетную полосу. Никто из девяти членов экипажа и 72 пассажиров, находившихся на борту, не пострадал. Одним из факторов удачной посадки явилось многолетнее поддержание полосы в удовлетворительном состоянии начальником вертолетной площадки Сергеем Сотниковым, который добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора и не рос кустарник. В феврале 2012 года Сергей Сотников был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. События аварийной посадки Ту-154 в Ижме частично показаны в фильме «Ёлки-2» и легли в основу сюжета книги лауреата премии «Русский Букер» Романа Сенчина «Полоса». В интервью «Республике» писатель рассказал о свой книге.
– Как возникла идея написать роман «Полоса»? Что вас заинтересовало в этой теме?
– Это, конечно, не роман, а небольшая повесть. Описана скорее ситуация, случай, а не история, как в романах. Случай этот – когда человек много лет следил за упраздненной, вычеркнутой из всех документов, реестров взлетно-посадочной полосой, а потом на нее сел неисправный самолет – не мог не заинтересовать. Это вообще-то притча, выдуманная не человеком, а самой жизнью. Урок. Недаром столько людей обсуждали этот случай, Сергей Сотников стал поистине народным героем. Мне захотелось написать о таком человеке.
Получилась повесть «Полоса». Кстати, есть и рассказ с тем же названием, написанный в то же время, что и моя повесть, – его автор Сергей Шаргунов.
– Как проходил сбор материала и насколько главный герой «Полосы» Алексей Шулин похож на реального Сергея Сотникова?
– Я давно заметил, что когда пишешь прозу, обилие материала может помешать. Иногда бывает достаточно короткого информационного сообщения, чтобы возник сюжет. Я прочитал много статей о том, что случилось с самолетом, как пилоты выискивали в тайге место для посадки, как увидели полоску бетонки. И о Сергее Сотникове прочитал все, что нашел в прессе, интернете. Но каких-то специальных запросов не делал, с Сотниковым не связывался. Все-таки персонаж, литературный герой и реальный человек, прототип, это далеко не одно и то же. Писал бы я документальную вещь, может быть, поступил бы иначе. Но я решил написать художественную прозу. Основа, конечно, документальная, но многое придумано, а вернее взято из других случаев, ситуаций. Насколько мой Шулин и реальный Сотников похожи – не могу судить. Но естественно, они не одно и то же. Так и должно быть. Недаром я и фамилию изменил, и название поселка, и даже реки.
– Какое соотношение в романе между документальной реальностью и вымыслом?
– Я уже попытался ответить на этот вопрос выше. Но добавлю, наверное, важную вещь. Как литератор, да и как читатель, я сторонюсь необыкновенных сюжетов, фантастических приключений. Я ищу необыкновенное в обыденном. То, что делал Сергей Сотников, это дело вполне обыкновенное: многие люди пытаются сохранять заводы, склады, фермы, комбайны. Для окружающих они чудаки, а то и враги: какой хороший шифер на пустующей ферме, а бывший скотник не дает снять его, застелить им крышу какого-нибудь дома, навеса. И тому подобное. Жизнь показала, что нужно сберегать то, что есть. А разрушение идет ужасающе быстрыми темпами. Я видел, как разбирали аэродром стратегической авиации. Дело было тоже на севере, и плиты шли на заборы, дороги. А аэродром исчез. И такого предостаточно. Сам я родился и вырос в Республике Тува. Здесь многие села находятся в труднодоступных местах. Под конец восьмидесятых, казалось, туда пришла цивилизация – наладились регулярные рейсы на маленьких самолетах, наших и чехословацких. И за пятьдесят копеек можно было перелететь из одного села в другое, из столицы республики Кызыла на озеро Хадын – покупаться. И вдруг самолеты исчезли, аэродромчики закрылись и были разрушены. И из сел стали уезжать люди – многие не хотели жить в отрыве от большого мира. В общем, это я и хотел показать в повести «Полоса».
Не только сам подвиг пилотов, но и человека, благодаря которому полоса оказалась пригодной для того, чтобы на нее сел самолет. Конечно, это получилась не документальная вещь, специалисты наверняка найдут там немало ляпов и несуразностей, да я и не стремился написать все, как было на самом деле.
– Вы уже бывали в Коми. Но до Ижмы не доехали?
– Случаются интересные совпадения. Как раз тогда, когда я начал писать повесть, нас с женой, поэтессой Елизаветой Емельяновой, пригласили в Корткерос. Там была встреча с библиотекарями, с читателями, обсуждение моих книг. Побывали мы с женой и в редакции республиканской газеты «Красное знамя», где в конце сороковых – начале пятидесятых работал мой мастер в Литературном институте – Александр Евсеевич Рекемчук. В общем, хорошая поездка получилась. Говорили и о Сергее Сотникове, но я не объявлял, что пишу повесть на эту тему. Не люблю рассказывать о том, что еще не сделано. Корткерос находится далеко от Ижмы, но тем не менее эта поездка мне, надеюсь, помогла. Из ваших писателей я познакомился с поэтом Андреем Поповым.
– Планируете ли съездить в Ижму и постоять на полосе местного аэродрома?
– Специально не планирую, но если представится возможность побывать, то вряд ли откажусь. Хотя думаю, что люди, хорошо знающие прототип моего Шулина, увидевшие себя в персонажах «Полосы», могут высказаться нелицеприятно о моей повести.
Беседовал Артур АРТЕЕВ Фото newsib.net
Роман Сенчин – российский прозаик, литературный критик. Родился в семье служащих в Кызыле Тувинской АССР. В 1996-2001 годах Роман учился в Литературном институте (семинар Александра Рекемчука). По окончании института вел семинар прозы. Автор романов «Минус», «Нубук», «Ёлтышевы», «Информация», сборников рассказов «Иджим», «День без числа», «Абсолютное соло» и др. В 2009 году роман «Ёлтышевы» входит в шорт-листы главных литературных премий России – «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер». В 2011 году роман «Ёлтышевы» вошел в шорт-лист премии «Русский Букер десятилетия». В 2015 году роман «Зона затопления» получил третью премию «Большая книга».