Изъюров Василий Александрович
Изъюров Василий Александрович родился 25 декабря 1885 года в селе Корткерос Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Кроме него, у его отца было еще пятеро детей. Окончив шесть классов в родном Корткеросе, Василий отправился на заработки – сначала в Рыбинск, потом в Ярославль. Работал в г. Рыбинске почтово-телеграфным служащим, в Ярославле – на мануфактуре. Уволен за участие в демонстрациях. Получив за неблагонадежность извещение об увольнении, на перекладных перебрался на Дальний Восток.
Хотелось учиться дальше, он понял, что в России в высшее учебное заведение ему теперь не поступить. И тогда он, двадцатилетний, решается на отчаянный шаг. Устраивается помощником кочегара на пароход «Иссури», плывуший через Китай и Японию к берегам Аляски. На Аляске покидает пароход, устраивается работать золотодобытчиком и охотником-следопытом. В Канаде заготовляет и сплавляет древесину, в США работает на шахтах и участвует в строительстве железной дороги. В г. Сиэтле становится вольнослушателем университета, днем слушает лекции, а вечерами работает на электрофицированной дороге. Спустя пять лет, в 1914 году получает диплом инженера-электрика.
В 1916 году Василий Александрович вернулся в Россию. Пишет свои первые труды, составляет проекты, вносит предложения. Разработал проекты электрификации участков Москва-Раменское, Харьков – Манефа и другие, однако планы не осуществились, произошла революция. Проектировал российские электрофицированные железные дороги.
В 1926 году торжественно был пущен первый электропоезд, по направлению Баку-Сабунчи-Суроханы (Азербайджан), проектная работа была выполнена Государственным электротрестом, руководил работами главный инженер отделения В. А. Изъюров. Затем электропоезда пошли по линии Москва-Мытищи.
В 1929-1933 годах, возвратившись на завод «Динамо», руководил проектированием отечественных магистральных промышленных и рудничных электровозов. В 1933 году из ворот завода «Динамо» вышел первый отечественный электровоз.
Одновременно занимался научными исследованиями. Его перу принадлежит более 100 работ, датированных еще 1917 годом, многие труды издавались за границей. Читал курс электротяги в Харьковском электротехническом институте, преподавал в Московском Высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана, создав лабораторию электрической тяги и курсы по электрическому подвижному составу.
Несколько раз выезжал в заграничные командировки – в Австрию, Германию, Голландию, Америку, за что и поплатился, в годы культа личности был репрессирован. В 1993 году Василия Александровича посадили в тюрьму. Держали в одиночке. Сохранилось письмо, в котором он пишет, что одолели фурункулы. Просил пересмотреть дело, так как не видел повода, чтобы его, специалиста, отстранили от дел, «тогда как на Каширском электровозостроительном заводе нужны его знания». Одновременно он согласился и с некоторыми выдвинутыми против него абсурдными обвинениями. Видимо, пытался оградить от преследований жену и двух сыновей. Инженера приговорили к пяти годам лишения свободы и отправили по тому же маршруту, который он в юности уже проходил.
Во время лишения свободы в Байкало-Амурском исправительно-трудовом лагере ОГПУ, в поселке Свободный, создал чертежи и обоснование электрофицирования БАМа. Реабилитирован в 1957 году.
В 1936 году Василий Изъюров получил досрочное освобождение. Но в Москву ему путь был заказан. Начались скитания по стране. Днепропетровск, Кисловодск, Омск, Нижний Тагил. В годы войны опальный инженер очутился в Башкирии, где он сконструировал электромобиль. Попадал и на нефтепромыслы. И везде находилось дело, которое его увлекало.
В послевоенные годы работал во Всесоюзном научно-техническом обществе городского автотранспорта, был редактором отдела электротехники в журнале «Новости науки и техники». Кандидат технических наук.
В последние годы своей жизни В. М. Изъюров занимался переводами технических книг и статей с английского на русский, с русского на английский, редактировал «Реферативный журнал электротехники и энергетики» Института технической информации Академии наук СССР. Умер 27 сентября 1971 года, похоронен на Кузьминском кладбище в Москве.
Источники:
- Твои люди, земля Корткеросская : справочник. – Корткерос : ООО «Типография «Полиграф – Сервис», 2006. – С. 198 – 199.
- Республика Коми: Энциклопедия. В 3-х т. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999. – Т. 2. - С. 21.
- Сивкова, А. Дом у дороги // Республика. – 2007. – 24 нояб. – (Дым Отечества : прилож. к газ. «Республика»).
- Панюков, А. Электрификация кузя медводдза коми инженер // Звезда. – 2000. – 2 нояб. – Пер. загл.: Первый коми инженер по электрофикации.
- Митюшова, Н. Мунö корсьысьöм // Звезда. – 1988. – 3 нояб. – Пер. загл.: Идет поиск.