concurs.jpg

Капельмейстер

Его полное имя – Демон Францевич Клермон, но в Корткеросе его все называли Дмитрием Федоровичем. В 50-60-ых годах этот человек с колоритной, явно неместной внешностью был хорошо знаком многим не только в райцентре, но и в районе. Он нес «культуру в массы». Родился и вырос Демон Францевич на Украине, в городе Кременчуг. Здесь же закончил консерваторию и получил специальность – капельмейстер*. Он не представлял свою жизнь без музыки. Но жизнь и судьба распорядились иначе.

В 1936 году по пресловутой 58 статье (п.10) он был объявлен «врагом народа» и навсегда разлучен с семьей и Родиной. Второй Родиной для него стала суровая северная земля. В начале сороковых он оказался в эпицентре Локчимлага – поселке Аджером. С лихвой испытал все тяготы гулаговского режима, тяжелый физический труд, но никогда, ни на минуту не забывал о своих музыкальных пристрастиях. По работе часто приходилось бывать в Корткеросе. Здесь и попалась ему на глаза молоденькая, красивая, бойкая девушка – Надя Шестакова (всю жизнь он называл ее Наденькой). Она руководила местным театральным коллективом. Первой их совместной работой стала театральная постановка по пьесе Агнии Сухановой «Горт олöм». С тех пор и не расставались без малого тридцать лет. И на работе, и дома они были вместе.

В 1948 году Дмитрий Федорович перебрался в Корткерос. Сначала занимал должность художественного руководителя Дома культуры, а затем стал его директором. В том же 48-м в семье Клермон родилась старшая дочь Татьяна. Потом появились еще четверо детей – два сына и две дочери. На все хватало времени и сил: и на семью, и на работу. В начале пятидесятых в Корткеросе началось строительство нового Дома культуры. Его будущий «хозяин», конечно же, не мог оставаться в стороне от этой грандиозной стройки. В 1953 справили новоселье. И закипела творческая жизнь. Дмитрий Федорович Клермон обладал прекрасными организаторскими способностями, сплотил вокруг себя интересных, талантливых людей, создал творческие коллективы, кружки.

Капитолина Гергартовна Худяева (Валл) вспоминает, что он был уникальным музыкантом. Играл практически на всех инструментах: фортепьяно, скрипка, балалайка, аккордеон, духовые инструменты. А как приятно было исполнять сольные вокальные номера под его музыкальное сопровождение! Он очень помогал с подбором песен для исполнения, на каждой репетиции предлагал что-то «новенькое». Она (К.Г.) вспоминает: «Он был добрым, но строгим, веселым, но очень серьезным, когда дело касалось работы. Очень внимательно, с уважением относился к участникам художественной самодеятельности, а их, в руководимых им коллективах (хоровой, духовой оркестр), было без малого человек шестьдесят».

Его «детищем» была и агитбригада, которая колесила практически круглый год по всему району. Весной («Март – ударный месяц в лесу») - по слякотному бездорожью, летом и осенью (в сенокосную страду и битву за урожай) - по грунтовой пыли и размытым дорогам, чаще всего на попутном транспорте, в кузове грузовика. Агитбригаду и ее руководителя очень любили и ждали в любом населенном пункте района. Вспоминается случай, когда, отправившись на очередные гастроли в Нившеру, выехали из Корткероса в 7 утра, но до места удалось добраться только к 9 вечера. Концерт же был объявлен на более раннее время. Но их встретил полный зрительный зал – люди ждали, не расходились. И прямо с колес, после изматывающей дороги агитбригада выступила «по полной программе».

Дмитрий Федорович сам писал сценарии для агитбригады, придумывал номера выступлений, сам вел концерты. И получалось это у него легко, просто и очень интересно. Ведь не случайно, со слов Наденьки (Надежды Михайловны Клермон), в него влюблялись все женщины, особенно в «нившерском кусте». Он был очень крепким и сильным, только иногда подводило сердце. Но, даже чувствуя недомогание, он никогда не отменял репетиции. Перетерпев боль, отправлялся с коллегами на луга с очередным концертом или, с неизменной скрипкой в футляре, спешил по другим неотложным делам. А дел было великое множество. Его беспокойное «культурное хозяйство» требовало постоянного приложения сил, энергии и, конечно же, творчества - его музыкальных способностей и талантов.

Благодаря чете Клермон творческие коллективы Корткероса не раз занимали призовые места на республиканских конкурсах, смотрах, фестивалях. Надо полагать, именно тогда ими были заложены традиции, которые нынешние работники культуры достойно хранят и приумножают. Ну, а продолжателем творческой династии стала их внучка – Людмила Казакова, талантливый режиссер Корткеросского народного молодежного театра. Капельмейстер Демон Клермон, пожалуй, был бы доволен и горд ее успехами.

*Капельме́йстер — руководитель хоровой капеллы и/или оркестра. (прим. автора)

Рита Мингелайте

Звезда, 2018, 13 апреля

Источники: Мингелайте, Р. А. Капельмейстер // Звезда. – 2018. – 13 апреля.

- Мингелайте, Р. Капельмейстер / Рита Мингелайте // Сто имён Корткероса : дайджест / Центральная библиотека им. М.Н.Лебедева МУ «Корткеросская ЦБС»; сост.: Р.А.Мингелайте, Г.Р.Изъюрова. – Корткерос, 2028. – С. 127-129.

Новости